Expert center for eurasian development
Rus / Eng
Аналитика
Москва и Бишкек в поисках оптимальной модели сотрудничества

Москва и Бишкек в поисках оптимальной модели сотрудничества

Станислав Притчин

Российско-киргизские отношения в последние несколько лет выглядят достаточно стабильными и предсказуемыми во многом благодаря последовательности президента Алмазбека Атамбаева. Вместе с тем для выполнения всех обязательств в рамках двусторонних договоренностей с Россией киргизский президент вынужден балансировать между различными группами внутри республики, что привносит в диалог элементы неопределённости по ряду ключевых вопросов - например, присоединения республики к Таможенному союзу. На отношения между Москвой и Бишкеком также влияет фактор возможной внутриполитической нестабильности. Прошедшей весной произошла перегруппировка оппозиции, а накануне Нооруза неожиданно для всех из правящей коалиции в парламенте вышла партия «Ата-Мекен», что означает уход правительства в отставку и старт переговоров о новом большинстве. А в следующем году предстоит очередное серьёзное испытание - парламентская кампания. Но не только внутренние факторы и процессы влияют на российско-киргизские отношения. Украинский кризис, перспективы вывода американской базы из аэропорта «Манас», отношения Бишкека с соседями - всё это в той или иной степени оказывает давление на руководство Киргизии при выстраивании диалога с Россией. Украинский вопрос и киргизская оппозиция Традиционное весеннее оживление политической жизни в этом году проходило под давлением двух важных событий: украинского кризиса и предстоящего летом окончательного вывода американской военной базы из столичного аэропорта «Манас». В целом, оба фактора оказывают скорее негативное влияние на политическую ситуацию в республике. Отчасти под воздействием этих процессов произошло переформатирование оппозиции и был создан новый альянс оппонентов президента Алмазбека Атамбаева. Украинский кризис и официальные власти, и оппозиция старались использовать в своих целях. Оппозиция события на Украине трактовала как пример успешной борьбы общества против коррумпированной власти. Но апеллировать к подобному опыту было уместно лишь до первых погибших во время противостояния на Майдане. Пережившее две революции киргизское общество крайне болезненно воспринимает любые человеческие жертвы в ходе политических баталий. Именно поэтому после начала настоящего кровопролития в Киеве и обострения ситуации вокруг Крыма и юго-восточных областей Украины оппоненты властей значительно смягчили акценты в своей риторике. Несколько слов о новом союзе оппозиции. В конце февраля в одном из престижных отелей Бишкека прошло учредительное собрание нового оппозиционного союза, получившее название «Национальное объединенное движение» (НОД). Возглавил новый альянс депутат, попавший в парламент по спискам социалистической партии «Ата-Мекен», но затем вышедший из неё, - Ровшан Жеенбеков. Новый лидер не новичок в политике. Ещё во времена президента Аскара Акаева он возглавлял Министерство государственной собственности и считался ближайшим соратником зятя президента Адиля Тойгонбаева. После свержения первого киргизского президента он уехал в США, где, согласно официальной биографии, окончил Школу менеджмента Массачусетского технологического университета . По расхожему среди экспертов мнению, у правоохранительных органов КР есть все основания для заведения против оппозиционера уголовного дела по многочисленным незаконным сделкам по приватизации госсобственности в бытность министром. Поэтому активизация оппозиционной деятельности Жеенбекова воспринимается как стремление создать себе образ главного политического оппонента команды Атамбаева и тем самым обезопасить себя от уголовного преследования. Тем более Жеенбекова сложно назвать полноценным лидером сплочённой команды единомышленников. В НОД вошли такие разные политики, как экс-мэр города Ош Мелис Мырзакматов, экс-депутат и лидер партии «Ата-Журт» Канычбек Ташиев, вечный оппозиционер Азимбек Бекназаров и многие другие. Всех их объединяет сегодня то, что они оказались не у дел в правительстве и госслужбе и пытаются найти возможности вернуться во власть. Более того, для представителей южан Ташиева и Мырзакматова остро стоит вопрос об источниках финансирования своей деятельности за год до парламентской кампании, в то время как у НОД, по разным данным, деньги, судя по всему, есть. Так, на фоне постепенного вывода американских военных ряд местных СМИ сообщили об увеличении со стороны западных стран финансирования как оппозиции, так и неправительственного сектора . Вместе с тем, несмотря на переформатирование и увеличенное финансирование, эксперты считают, что в текущем году оппозиции вряд ли удастся перехватить инициативу и изменить сложившийся расклад сил. Нынешний этап консолидации оппозиции рассматривается как важный шаг в подготовке к предстоящим в 2015-м году выборам в парламент, за которым, согласно Конституции, закреплены полномочия формирования кабинета министров. Еще одной важной временной вехой для патриотически настроенной оппозиции и прозападного неправительственного сектора является 2016-й год – 100-летие восстания в Киргизии в 1916-м году. Уже сейчас ведётся системная работа по популяризации даты и созданию в общественном сознании негативного образа России: проводятся круглые столы, публикуются многочисленные «научные» статьи . Осторожные шаги Бишкека в отношении России Относительно стабильный период в отношениях между Россией и Киргизией в последние несколько лет связывают в первую очередь с фигурой президента Алмазбека Атамтаева. Глава республики очень близок к тому, чтобы сдержать своё слово, данное во время президентской кампании 2010-го года, и добиться окончательного вывода американских военных их аэропорта «Манас». Но не всегда президенту удаётся быть столь последовательным в выполнении обязательств республики в рамках договорённостей с РФ: порою в силу особенностей политической парламентско-президентской системы, иногда в силу излишней осторожности, а иногда под давлением тех или иных групп влияния внутри республики. Украинский вопрос и реакция на него официальных властей являются ярким подтверждением этому. Всего с момента обострения кризиса в Киеве в конце февраля 2014-го года до референдума в Крыму официальный Бишкек трижды высказывался по украинской теме: 27 февраля было обнародовано официальное обращение президента по вопросу кризиса , чуть позже – 11 и 20 марта – с заявлениями выступил МИД республики. Сам президент постарался свести к минимуму любые оценки происходящего, в основном выражал сожаление в связи с событиями на Украине и апеллировал к негативному опыту двух киргизских революций. Заявление МИД КР от 11 марта , обнародованное сразу после второй пресс-конференции Виктора Януковича в Ростове-на Дону, носило очень эмоциональный характер, направленный в первую очередь против активности сбежавшего украинского президента. Учитывая, что в это время Янукович находился в РФ, а официальная российская позиция строилась на том, что в условиях отсутствия процедур импичмента он пока остаётся легитимным главой республики, то заявление МИД КР было однозначно воспринято как антироссийское. В итоге посол республики в РФ был вызван в МИД Российской Федерации для дачи объяснений. Следующее же официальное коммюнике от 20 марта признало результаты референдума в Крыму, а по другим аспектам кризиса было более чем взвешенно. С чем всё-таки был связан резкий выпад МИД КР от 11 марта? С одной стороны, для Киргизии, с её двумя сбежавшими президентами, Бакиевым и Акаевым, деструктивные действия Януковича действительно опасный пример. С другой стороны, в ситуации резкой поляризации в международных отношениях по линии «за и против действий России» на счету каждый голос, особенно партнёров РФ по постсоветскому пространству. Поэтому, возможно, киргизские власти решили в очередной раз использовать стратегию многовекторности, но после негативной реакции официальной Москвы решили всё-таки придерживаться союзнических обязательств. Более чем осторожно президент Киргизии и его команда подходят к вопросу вступления республики в Таможенный союз. С одной стороны, принципиальное решение о присоединении республики вроде бы как принято, но в то же время от решительных шагов, таких как подписание «дорожной карты», обе стороны пока воздерживаются . Дело в том, что пока нет чёткого ответа на вопрос об экономической отдаче вступления КР в ТС. С одной стороны, уровень экономического развития Киргизии значительно ниже, чем других участников союза. Кроме того, значительная часть экономики республики построена на реэкспорте китайских товаров. Не случайно именно в КР расположены крупнейшие в Центральной Азии рынки «Дордой» и «Карасуу». Поэтому введение внешних таможенных пошлин, принятых ранее остальными участниками, может лишить работы несколько десятков тысяч человек в республике. Однако это во многом предмет для переговоров, так как единый таможенный тариф в рамках объединения изначально формировался с учётом особенностей экономик участников. Более того, обсуждается возможность создания для бюджета республики на первые несколько лет стабилизационного фонда для нивелирования негативных последствий всупления. Вместе с тем очевидно, что для Киргизии критически важно вести торговлю без изъятий с Россией и Казахстаном – основными своими торговыми партнёрами. Кроме того, присоединение республики, с её либеральным фискальным режимом, создаст благоприятные условия для прихода инвесторов, ориентирующихся на огромный рынок Таможенного союза. К сожалению, тема вступления в ТС в республике очень политизирована. Причем против неё активно выступают не только бизнес-группы, занимающиеся реэкспортом китайских товаров, но и оппозиция, а также западные НПО. Аргументация противников вступления в условиях дефицита качественных экономических исследований и оценок сводится к набору пропагандистских лозунгов «о потере суверенитета» и «разрушении экономики». Президент в подобных обстоятельствах стремится процесс вступления максимально отложить. Политизирован в республике и выход на внутренний рынок российских инвесторов и компаний. Продажа «Кыргызгаза» Газпрому, возможная покупка Роснефтью аэропорта «Манас» рассматриваются политическими оппонентами президента не иначе, как распродажа родины. При этом никто не говорит о том, что у национального бизнеса республики нет ни ресурсов, ни технологий развития этих активов и увеличения их прибыльности. В целом Алмазбек Атамбаев и его команда проводят достаточно уверенную, поступательную линию на укрепление своего влияния. Так, в начале 2014-го года президенту удалось поменять-таки мэра второго по величине города Киргизии, заменив по результатам голосования городского кенеша – популярного, но не зависимого от официального Бишкека Мелиса Мырзакматова – на своего соратника. Даже распад коалиции большинства, произошедший накануне празднования Нооруза, скорее усилил позиции президента. В условиях оживления политической жизни весной, прихода западных денег оппозиции и НПО все политические силы были заняты стремлением поучаствовать в создании коалиции и распределении должностей в новом кабинете министров

Об авторе:
Станислав Притчин

исполнительный партнер ECED