Expert center for eurasian development
Rus / Eng
Аналитика
Обзор политической ситуации в Киргизии в летний период 2014 года

Обзор политической ситуации в Киргизии в летний период 2014 года

Экспертный совет Eced

         Прекращение поставок газа из Узбекистана в южные регионы Киргизии поставило руководство республики в очень сложное положение. Официальный Бишкек под давлением недовольства населения, которое будет нарастать с приближением холодного периода времени, вынужден предпринимать шаги по стабилизации ситуации. С одной стороны проводятся активные переговоры с узбекской стороной, с другой ведётся  поиск альтернативных источников поставок сырья. Ни один из этих механизмов пока не привел к стабилизации ситуации. С другой стороны, затянувшийся процесс передачи активов «Кыргызгаза» российскому «Газпрому» не дает юридических оснований республиканским властям требовать от Ташкента возобновления поставок. Некоторые местные аналитики предполагают, что неуступчивая позиция узбекской стороны во многом объясняется недовольством активизации переговорного процесса по вступлению Киргизии в Таможенный союз.          К настоящему моменту в Кыргызстане, ввиду сезонного фактора и в целом небольшого процента газифицированности территории, прекращение поставок газа на юг более двух месяцев назад не превратилось в фактор социальных волнений, но осенью его значимость будет возрастать.
Другим важным трендом внутренней политики стала активизация широкого обсуждения перспектив вступления республики в Таможенный союз и начало работы правительства и парламента по подготовке необходимых документов для вступления. На заседании Высшего Евразийского экономического совета в мае в Астане была утверждена «дорожная карта» по присоединению КР к Таможенному союзу. Однако, учитывая предвыборную атмосферу, а также достаточно пассивное отношение депутатов Жогорку Кенеша к этому документу после его утверждения правительством, представляется, что «дорожная карта» может превратиться в объект демагогии и популизма в процессе ее ратификации, которая, скорее всего, произойдет не раньше осени – зимы 2014 г.

В целом, вероятно развитие событий по «кумторскому» сценарию,  предвыборная роль которого еще не выполнена. Условия функционирования канадского инвестора переходят из плоскости получения символического капитала – поддержки потенциального электората на предстоящих выборах – в плоскость обеспечения финансового базиса партий на этих выборах.

В этом аспекте можно рассматривать и помощь, предоставленную РФ Кыргызстану на реализацию «дорожной карты» по итогам встречи В. Путина и А. Атамбаева в Астане. В свете опыта предыдущего формата взаимодействия и готовности Москвы в двустороннем порядке оказать помощь Бишкеку, вероятно, в Кремле предвидят, что одну из неформальных статей освоения выделенных средств будут составлять траты на предвыборную гонку. С другой стороны, эту помощь можно квалифицировать и как противовес так называемому «западному золотому дождю», обрушившемуся на НПО республики в начале весны и как определенную гарантию того, что внутренние противоречия не станут препятствием на пути интеграции Кыргызстана в евразийские структуры.

В преддверии парламентских выборов политические партии в первую очередь будут озабочены поиском финансов на предвыборную кампанию. О примерных предстоящих затратах можно судить по региональным кампаниям. Так, средняя сумма, затраченная отдельно взятой партией  на предвыборную кампанию  в Токтогульский городской кенеш в апреле 2014 г составила около 100000 сомов. Вместе с тем результаты выборов довольно показательны: из шести партий, представленных в парламенте, только две получили мандаты в городском кенеше – СДПК и «Ата-Мекен».  Большинство же мандатов остались за новичками – «Бир бол», «Онугуу-Прогресс», «Бирге». При этом примечательно,  что  коалиция большинства была составлена из СДПК, партий «Замандаш» и «Онугуу-Прогресс», что свидетельствует о том, что  партия власти делает ставку на более лояльных и управляемых партнеров в противовес строптивых ата-мекеновцев.

Тем не менее, представляется, что предвыборное положение «Ата-Мекена» гораздо более выгодное, нежели стартовые позиции «Республики», «Ата-Журта» и «Арнамыса». Учитывая «предпринимательские наклонности»  лидера «Республики» и соответствующий характер подобранной команды, представляется, что эффективное функционирование партии базировалось исключительно на доступе к ключевым министерским постам. При отсутствии такового отдельные партийные функционеры начали демонстрировать свои лидерские амбиции, результатом чего стало оформление новой партии – «Бир бол» А. Сулайманова.  В свою очередь, внутренняя турбулентность «Арнамыса» базируется на падении авторитета ее «связующего звена» – Ф. Кулова, что было ярко продемонстрировано в ситуации с выбором кандидата на пост главы ГРС. Однако самые большие трудности в выходящей на финишную прямую предвыборной гонке испытывает «Ата-Журт», которая дискредитирована коррупционными скандалами и неоднозначным поведением своих активистов даже в глазах привыкшего к различного рода митингам населения страны.

Таким образом, следует подчеркнуть, что летний политический сезон прошел достаточно спокойно в силу того, что политические силы были сосредоточены, в первую очередь, на накоплении материальной базы для предстоящего выборного периода.

В более отдаленной перспективе выделяются несколько возможных дестабилизирующих факторов для внутриполитической ситуации:

•Нерешенность вопроса с поставкой узбекского газа к осеннему и зимнему периодам может стать поводом для серьезного недовольства населения и использования отдельными политическими силами в предвыборный период для дестабилизации ситуации.


•В среднесрочной перспективе и особенно на предвыборный период потенциально опасным фактором для президента А.Атамбаева и его партии СДПК могут стать первые итоги вступления республики в Таможенный союз. Имплементация норм и стандартов, принятых в союзе, краткосрочное, разовое повышение цен на товары могут вызвать серьезное недовольство населения и серьезно ухудшить позиции правящей партии  перед выборами, что может серьезным образом ослабить уровень влияния президента

 

 8.09.2014
 

Об авторе:
Экспертный совет Eced