Expert center for eurasian development
Rus / Eng
Аналитика

Кодекс преткновения

Воробьёв Александр Вячеславович

Конец прошлого года оказался непростым для Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Нешуточные страсти разгорелись вокруг принятия Таможенного кодекса ЕАЭС, торжественное подписание которого состоялось 26 декабря в Санкт-Петербурге. В этот день свою подпись под текстом кодекса изначально решили поставить лишь главы трех стран – участниц объединения из пяти: России, Казахстана и Армении. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что некоторые аспекты функционирования ЕАЭС не устраивают Бишкек. Впрочем, киргизская сторона, получив заверение в том, что существующие проблемы будут решены, поставила свою подпись под текстом кодекса. Главное разочарование мероприятия – отсутствие президента Белоруссии Александра Лукашенко. Он сообщил, что не приедет, сославшись на необходимость обеспечения безопасности граждан республики в новогодние праздники. Двумя днями позже он издал указ, в котором одобрил проект договора о Таможенном кодексе, назвав его основой для проведения переговоров. Между тем 26 декабря речи о проекте уже не было: стороны подписали итоговый документ, работа над которым шла на протяжении последних лет и текст которого уже был согласован участниками объединения. Демарш Лукашенко был не случаен и продемонстрировал, что между Минском и Москвой накопился целый ряд серьезных противоречий. Критика со стороны белорусской власти и чиновников в адрес российского руководства набирала силу не один месяц и сегодня затрагивает широкий круг вопросов: от «несправедливо высоких» цен на энергоносители до намеренного возведения Москвой барьеров на пути белорусской мясо-молочной продукции и неисполнения своих обязательств в рамках создания общих рынков ЕАЭС. В вопросе подписания Таможенного кодекса Минск прежде всего не устроили условия, по которым власти Белоруссии обяжутся изменить режим функционирующих во всех регионах страны свободных экономических зон. Предприятия, зарегистрированные в этих зонах, сегодня освобождены от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе сырья из-за границы для последующего производства товаров на экспорт. Партнеры Минска по ЕАЭС сочли, что наличие подобных налоговых льгот для резидентов белорусских экономических зон ставит их в заведомо выигрышное положение в конкурентной борьбе с товаропроизводителями из других государств союза при экспорте на рынки стран ЕАЭС. В Минске же заявили, что изменение режима функционирования зон приведет к закрытию предприятий и ухудшению и без того неблагоприятной экономической ситуации в стране. Ключевой проблемой в отношениях между Минском и Москвой является вопрос лояльности белорусского руководства России на фоне сокращения возможностей Москвы в поддержке экономики соседнего государства в прежнем докризисном масштабе. Еще в преддверии президентских выборов 2015 года власти Белоруссии, озабоченные поиском дополнительных источников финансирования, взяли курс на нормализацию отношений с Европейском союзом, что вызвало определенное беспокойство российского руководства. Минск не поддержал Москву в вопросе введения продовольственного эмбарго и по ряду других чувствительных для России внешнеполитических моментов. Как следствие, готовность российского руководства предоставлять Белоруссии дополнительные бонусы в виде дешевых нефти и газа, льготного кредитования, облегченных условий поставок товаров на российский рынок значительно снизилась. Однако уменьшились и экономические возможности Москвы. Ситуация в Белоруссии продолжает оставаться сложной. В 2015 году ВВП страны сократился на 3,9%. В январе–ноябре прошлого года этот показатель упал еще на 2,8%. В таких условиях вопрос получения дополнительного экономического стимулирования от Москвы становится критически важным для политического благополучия белорусского руководства и подталкивает Минск к более активной критике, в которой есть как рациональное зерно, так и элементы шантажа и давления. Как бы то ни было, демарш Минска и неопределенность по вопросу подписания Белоруссией Таможенного кодекса ЕАЭС стали еще одним испытанием для интеграционного проекта, который сегодня, находясь в стадии становления, проходит зону турбулентности. Два года работы ЕАЭС продемонстрировали, что разногласия и односторонние действия участников союза, затрагивающие интересы объединения в целом, являются одним из основных препятствий на пути развития альянса. Так, введение Москвой ограничительных мер в отношении продукции из ЕС, Украины, Турции и некоторых других стран не было поддержано другими участниками интеграционного объединения и привело к необходимости урегулирования вопроса транзита через территорию РФ, дополнительным экономическим издержкам участников союза и взаимным претензиям на этой почве. Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) в конце 2015 года также не лучшим образом сказалось на ЕАЭС. Согласно условиям присоединения Астаны к ВТО, почти для 3,5 тыс. наименований товаров, поставляемых в Казахстан, введены тарифы существенно ниже Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Средневзвешенный импортный тариф для Казахстана после вступления страны в ВТО стал составлять около 6,5% против 10,4% в других странах ЕАЭС. Данный вопрос был дополнительно урегулирован в рамках ЕАЭС, однако Астана все-таки частично «выпала» из единого таможенно-тарифного пространства союза. По словам первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, для которого характерен более либеральный тарифный режим, позволит в течение нескольких лет нивелировать большинство возникших различий в ставках. Другим серьезным препятствием на пути развития евразийской интеграции сегодня остается сохранение барьеров, изъятие и ограничение во взаимной торговле. Как известно, создание наиболее значимого для партнеров Москвы общего рынка электроэнергии, нефти, нефтепродуктов, газа будет осуществляться позже остальных – вплоть до 2025 года. Это вызывает недовольство того же Минска, который заявляет, что несет издержки от участия в ЕАЭС и не получает выгоды от анонсированного создания общего рынка энергоресурсов, которые могли бы компенсировать потери. Однако эти условия прописаны в Договоре о ЕАЭС. Помимо изъятия внутри союза сегодня действует большое количество нетарифных барьеров (санитарные и фитосанитарные меры, ограничение в сфере госзакупок, меры ценового контроля и др.). По мнению руководителя Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгения Винокурова, эти ограничения сегодня увеличивают стоимость товаров и услуг на 15–30%. Особенно заметно их действие ощущается в таких секторах экономики, как машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство (при поставках в Белоруссию). В настоящее время в ЕАЭС наблюдается противоречивая динамика в снятии барьеров и ограничений в торговле. В июне 2016 года в структуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) заработал департамент функционирования внутренних рынков, ключевым направлением которого является отмена барьеров в торговле. Сотрудники департамента составили так называемую Белую книгу – реестр препятствий, в который вошло 292 торговых барьера. По каждому из них в координации с руководством стран – участниц союза представителями бизнеса ведется работа. Общее число изъятий, барьеров и ограничений медленно, но сокращается. С другой стороны, представители ЕЭК отмечают, что внутри союза привыкли к барьерам, и они в меньшей степени воспринимаются как подлежащие устранению. Критикуя других участников объединения за препятствия в свободной торговле, страны – участницы ЕАЭС сами применяют нетарифные рычаги для ограничения притока товаров из соседних стран на свои рынки. Сказался и кризис: на фоне сокращения внутреннего рынка, ухудшения наполняемости бюджета и усугубления ситуации с безработицей власти стран – участниц союза используют протекционистские меры для защиты собственных производителей. Ослабление экономик стран – участниц объединения, которое наблюдается на протяжении первых двух лет работы ЕАЭС, также ведет к снижению интеграционных возможностей объединения. В докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития отмечается, что именно благосостояние национальной экономики является ключом к укреплению интеграционного потенциала. Так, увеличение ВВП на душу населения на 1 тыс. долл. повышает вероятность развития активно функционирующей региональной организации на 1,5%. В первую очередь от действия неблагоприятных факторов (падение цен на нефть, санкции, сокращение внешнего спроса) пострадала экономика крупнейших стран союза – России и Казахстана. Падение ВВП России в 2016 году замедлилось и составило 0,6%. Экономика Казахстана в прошлом году подросла на 1% против 4,3% двумя годами ранее. Тем не менее, несмотря на тяжелый старт, процесс интеграции продолжается. Осуществляется планомерная работа по гармонизации и унификации национального законодательства стран – участниц объединения в сфере экономического регулирования. Усиливается координация экономической политики государств ЕАЭС. Расширяются полномочия Евразийской экономической комиссии – наднационального регулирующего органа. Поддержка евразийского интеграционного проекта гражданами стран-участниц по-прежнему остается на высоком уровне, достигая 74 и 81% в Казахстане и Киргизии соответственно. Важным направлением развития ЕАЭС является встраивание регионального объединения в систему международной торговли. Интеграция ЕАЭС в мировую хозяйственную систему осуществляется путем создания зон свободной торговли (ЗСТ) с заинтересованными государствами. В 2016 году вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. В настоящее время ЕАЭС ведет переговоры о ЗСТ с Египтом, Ираном, Израилем. Интерес к подобному соглашению проявляют Индия, Пакистан, Китай и некоторые другие страны. «Устойчивость региональной организации повышается со временем. Чем дольше ЕАЭС существует как активная региональная организация, тем выше вероятность, что она останется таковой и в будущем. Оберегать ЕАЭС нужно в ближайшие годы, дальше будет легче», – отмечают аналитики Центра интеграционных исследований ЕАБР. Однако в условиях неблагоприятного внешнеполитического фона и экономических трудностей поддержание эффективного функционирования ЕАЭС требует дополнительных усилий и политической воли со стороны участников объединения. С этим внутри объединения сегодня могут быть определенные проблемы, как продемонстрировала недавняя ситуация с подписанием Таможенного кодекса ЕАЭС. Об авторе:
Воробьёв Александр Вячеславович

Скачать текст в формате PDF