Expert center for eurasian development
Rus / Eng
Аналитика
Progress in the negotiations of Iran and the "six" of the IAEA intermediaries on the background of rapprochement of positions of Tehran and Western countries

Progress in the negotiations of Iran and the "six" of the IAEA intermediaries on the background of rapprochement of positions of Tehran and Western countries



После исламской революции роль Ирана в большой международной политике была далека от ведущих позиций. Однако благодаря последовательности в поддержании взаимоотношений с другими государствами, а также идеалистическому подходу администрации президента США Б. Обамы к ведению внешней политики, на сегодняшний день Иран подошёл к новому историческому рубежу, по преодолении которого обретёт качественно новые для себя характеристики.

Такой исторический поворот возможен только после разрешения вопросов касательно иранского досье МАГАТЭ. В случае выполнения всех условий с Ирана могут снять экономические санкции и сохранить за страной право на мирную ядерную деятельность – по мнению Ирана, это будет безусловной политической победой ИРИ. Стороны намерены подписать всеобъемлющее соглашение до 20 июля, обязательным условием для успешного завершения переговоров является уничтожение Ираном всех запасов урана, обогащённого более 20%.

Среди прочих требований значатся пункты об отказе от установки новых центрифуг, прекращении работы подземного обогатительного завода в Фордо, остановке центрифуг высокоуровневого обогащения на комбинате в Натанзе, а также о заморозке реактора в Араке. Особой напряжённостью отличается обсуждение остановки реактора в Араке. Иран заверяет, что опасения по поводу него беспочвенны: завод является крупнейшим исследовательским предприятием в области атомной энергетики, производит радиоактивные изотопы для лечения раковых больных и осуществляет тестирование различных материалов, которые впоследствии используются на других предприятиях.

Соединённые Штаты акцентируют внимание на иранских ракетах, способных нести ядерное оружие. Вопрос о баллистических ракетах, хоть и является частью резолюции Совбеза ООН, для Ирана остаётся в переговорах «красной чертой», не дискуссионной темой. Несмотря на все сложности, МАГАТЭ положительно оценило шаги Ирана, направленные на выполнение женевского соглашения 2013 г.

Администрация бывшего президента Ирана М. Ахмадинежада не сумела добиться сколь-нибудь значимых успехов на пути разрешения вопросов ядерного досье и снятия санкций, что привело к тяжёлым внутриэкономическим проблемам. Иран оказался втянут в совершенно надуманный «конфликт цивилизаций», став в глазах всей европейской общественности «источником планетарного зла». Более того, искусственное раздувание кризиса и ужесточение взаимонаправленной риторики играли на руку США, которые под предлогом «иранской угрозы» разворачивали по всему миру свою систему ПРО. Оказавшись в слишком узких для осуществления политических маневров рамках, Иран устремил свой взгляд на Восток в поисках политико-экономических союзов, отложив решение проблемы отношения с западом этой следующему президенту.

Необходимо уделить внимание международной ситуации, на фоне которой сейчас ведутся переговоры Ирана и посредников МАГАТЭ. Украинский политический кризис вовлёк в себя различные сторонние силы и грозит после очередного локального боя вылиться в кризис европейский, крупнейший после югославской трагедии. США и ЕС готовят новые санкции против России. В отличие от первого пакета, который направлен только против отдельных представителей российской элиты, второй пакет нацелен на подрыв отдельных секторов российской экономики. Однако прежде чем вводить жёсткие санкции против России, Соединенные Штаты и Европейский Союз должны найти альтернативные российским источники энергоресурсов, и в этой области перспективы Ирана по добыче огромны, в отличие от Саудовской Аравии, чья нефтяная отрасль работает на пределе возможностей.

Европейский Союз не скрывает своей заинтересованности в иранском рынке, на переговорный процесс Ирана и «шестёрки» международных посредников МАГАТЭ в Европе смотрят с большой надеждой. После избрания президентом Ирана Х. Рохани страну посетило большое количество представителей крупного европейского бизнеса, и всеобъемлющее соглашение МАГАТЭ позволит установить между ЕС и ИРИ масштабные экономические отношения. И как показывает практика, несмотря на заявления иранской политической элиты о приоритете, принадлежащем в торгово-экономическом партнёрстве тем странам, которые с пониманием относятся к праву Ирана на мирный атом, иранская бизнес-элита отдаёт предпочтение европейским компаниям.

Отсутствие американо–иранских отношений как таковых обернулось для США очевидной проблемой в период «арабской весны». Один за другим свергались дружественные Америке ближневосточные режимы, в то время как новые, хотя и выражали свою лояльность Западу, были непредсказуемыми. Суннитская опора США на Ближнем Востоке серьёзно расшатывалась, а шиитские политические силы, напротив, укрепляли позиции в Ираке, Афганистане, Ливане и доказывали свою жизнеспособность в Сирии.

В результате США готовы пойти на урегулирование иранского кризиса - даже после того, как их главный и самый верный союзник на Ближнем Востоке, Израиль, назвал заключённое в Женеве соглашение между «шестёркой» и Ираном «исторической ошибкой». В сложившихся условиях есть все основания для оптимистичного прогноза относительно предстоящих итоговых переговоров. Представители Ирана и США дают друг другу ясный сигнал, что процесс идёт медленней, чем хотелось бы всем заинтересованным сторонам.

Политико-религиозная элита Ирана пришла к принципиальному решению снять с себя бремя экономических санкций и готова сделать ядерную программу Ирана в нужной степени прозрачной для мониторинга мирового сообщества – развитие событий по такому сценарию позволит наладить социальную обстановку внутри страны и в дальнейшем сделает Иран одним из лидеров азиатского региона. К тому же понятно, что если бы Иран получил ядерную бомбу, то применить её Исламская Республика в дальнейшем не смогла, а объявив о самом факте наличия в стране бомбы, точно сплотила против себя соседей и оказалась в совершенно ненужной глухой изоляции.

В случае развития событий по сценарию со снятием международных санкций и включением Ирана в мировую экономику, США ожидают от ИРИ по крайней мере того же уровня сотрудничества, что был при М. Хатами в Ираке и Афганистане, а также участия Ирана в западных энергетических проектах. Установление стратегического ирано–американского партнёрства создаст перспективу для передачи Ирану части функций гаранта энергетической и военной безопасности в регионе, которые ранее США делегировали Саудовской Аравии и Катару: деятельность этих стран, связанная с финансированием исламских группировок по всему миру, повлекла за собой большое количество претензий со стороны США и ЕС. В итоге можно констатировать, что на данный исторический период интересы Соединенных Штатов, Европейского Союза и Исламской Республики Иран во многом совпали.

Вместе с тем многолетнее бескомпромиссное противостояние и взаимное недоверие потенциальных союзников препятствуют быстрому развороту сторон друг к другу и разрешению всех накопившихся проблем. Нормализация диалога возможна лишь в условиях поступательного, компромиссного движения Ирана, США и их союзников навстречу друг другу – условиях, которые в сегодняшнем мире являются явным дефицитом.